Языческие корни Масленицы
Праздник проводов зимы и
одновременно встречи весны имеется у большинства народов. С древнейших времен
он был приурочен ко дню весеннего равноденствия (20-21 марта). У многих
народностей в этот день начинался новый год. Славянский праздник Комоедицы
историки относят ко времени неолита. В Вавилоне в течение 12 дней шли
торжества, посвященные богу Солнца Мардуку. В Египте чествовали богиню
плодородия Исиду, в Греции – богинь Кору, Деметру и Афину, в Риме в течение
пяти дней после равноденствия устраивались празднования в честь богини Минервы.
С принятием христианства в Европе языческие праздники были наполнены новым
содержанием, сохраняя, тем не менее, немало архаичных черт.
Масленица в христианскую эпоху
После принятия христианства
оказалось, что традиционное время праздника выпадает на Великий пост. Поскольку
праздничное разгулье противоречило духу поста, Масленицу пришлось сместить на
последнюю предпостовую седмицу, смирившись с тем, что встреча весны теперь
нередко приходится на лютую зимнюю стужу. В церковной традиции масленая седмица
именуется сырной или мясопустной – поскольку в воскресенье происходит заговенье
на мясо. В то время как улицы гудят весельем, церковные службы постепенно
принимают постовой характер: так, в среду и пятницу не служится литургия,
читается покаянная молитва Ефрема Сирина, в воскресенье вспоминается Адамово
изгнание из рая и совершается чин прощения. Считается, что эти семь дней должны
быть посвящены не разгулу и обжорству, а примирению с ближними, прощению обид и
подготовке к посту.
Тем не менее, главными атрибутами
народного праздника являются застолья и гулянья. Прощаясь на семь недель со
скоромной пищей, за семь дней праздника люди стараются впрок наесться молочными
продуктами, яйцами, рыбой – и, разумеется, главным блюдом, блинами. Каждый день
Масленицы имеет свое название и свое содержание. Впрочем, отсчет начинается еще
в субботу – «малую Масленку». В этот день дети собирали по деревне старые
лапти, подкарауливали на дороге возвращающихся с базара и били лаптями тех, кто
не «вез Масленицу» — не запасся продуктами. Воскресенье посвящали визитам, в
частности, тесть звал зятя «доедать мясо».
Гуляния на масленичной неделе
Понедельник называется «встреча». В
этот день свекор со свекровью отправляют невестку на день к родителям, а
вечером сами приходят к сватам в гости. Начинают печь блины, первый блин отдают
нищим на помин усопших. Чучело из соломы, символизирующее зиму (Марена вместе с
Ярилой ушли в отставку), с песнями возят по деревне, устанавливают на снежной
горе и начинают катания на санках.
Вторник – «заигрыш». Происходят
смотрины невест, устраиваются балаганы, по домам ходят ряженые.
В среду-«лакомку» начинается
главное объедение, а тещи приглашают зятьев на блины.
Четверг – «разгуляй», веселье
достигает апогея. В этот день раньше устраивали кулачные бои и взятие снежного
городка, а чучело зимы возили по деревне на колесе.
В пятницу («тещины вечерки»)
чествуют молодоженов, тещи приходят к зятьям на блины с ответным визитом.
В субботу («золовкины посиделки»)
молодые принимают остальную родню, невестки одаривают золовок.
В Прощеное воскресенье, по
христианской традиции, просят прощения и троекратно целуются в знак примирения,
а затем с чистой совестью сжигают чучело и провожают Масленицу – до следующего
года.
Празднование наступления весны в Европе
В Европе размах весеннего праздника
в той или иной стране зависит от того, какая христианская конфессия является
преобладающей. Празднование равноденствия и наступления весны, почти
прекратившееся во времена раннего средневековья, возобновилось с IX-X вв. под
названием «карнавал» (по одной из самых распространенных версий это название
происходит от латинского «carne vale» — «мясо, прощай»). Первые карнавалы
начали проводить в Италии (венецианский карнавал и по сей день является самым
известным, соперничая лишь с бразильским), затем во Франции и в других странах.
До начала XVI в. церковь относилась
к карнавалам терпимо, но затем сменила отношение на отрицательное — хотя до
этого праздник отмечали даже в монастырях. При этом протестантское духовенство
выступало против карнавалов гораздо решительнее, чем католическое. В результате
в Англии, в скандинавских странах и в областях Германии с преобладанием
протестантов, масленичные торжества проходят очень скромно – в отличие от
католических стран.
Традиционный европейский карнавал
продолжительнее нашей Масленицы. В разных странах он начинается в разное время.
Чаще всего – в «жирный четверг» на неделе, предшествующей началу Великого
поста, но праздничные базары начинают работать еще в субботу. Последний день
карнавала, «жирный вторник», празднуется особо пышно, а на следующий день, в
«пепельную среду» у католиков начинается пост. Как и Масленица, карнавал
немыслим без обильных застолий, народных гуляний, игр и балаганов, но все же
главной составляющей карнавала являются театрализованные шествия.
Несмотря на общий смысл и
содержание карнавала, в каждой стране он имеет свои «изюминки». Так, в Англии,
где празднования сводятся к одному лишь «исповедальному вторнику», главное
событие – забег женщин с блинами на сковороде. В Бразилии все внимание
направлено на соревнования танцевальных школ по исполнению самбы. Люцернский
карнавал (Швейцария) немыслим без причудливых костюмов на всех участниках и
ночного шествия музыкантов. «Безумный понедельник» кёльнского карнавала
начинается с шествия во главе с Карнавальной троицей: Принцем, Девой Колонией и
Крестьянином, а в прирейнском городе Бланкенхайме в этот день проходит «Шествие
духов» — ряженых чертей и ведьм. В Восточной Европе главными действующими
лицами праздника являются холостяки.
В Польше в последний день гуляний в
деревенских трактирах скрипачи «продают» незамужних девушек. В Сербии холостяка
могут прокатить по деревне в свином корыте, а на крышу поставить фигуру
Соломенного Деда. А за безудержным весельем начинаются степенные дни
размышления и молитвы. Скоро Пасха…
Комментариев нет:
Отправить комментарий